В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган - с 21 года, а Президентом страны - с 35 лет.
Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 (и 5 лет соответственно. На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.
Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам. Организационная структура Государственной Думы РФ включает в свой состав: председателя, заместителей, руководителей комитетов Думы и руководителей думских фракций.
Выборы в России проводятся избирательными комиссиями. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации - ЦИК РФ с 1995 года состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 - Советом Федерации, 5 - Государственной Думой. Каждый из них должен иметь, как минимум, высшее профессиональное образование (до внесения изменений в законодательство, необходимо было иметь высшее юридическое образование), желательно ученую степень в области права.
Действия избирательной комиссии могут контролировать наблюдатели только от политических партий. На президентских выборах 2012 года были установлены на избирательных участках по две вебкамеры (общий план и вид на урну), трансляции с которых публиковались в день выборов на сайте http://webvybory2012.ru.
Конституция Российской Федерации закрепила за гражданами РФ право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии с законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» гражданин РФ, достигший 18 лет, имеет право избирать. По достижении возраста 21 года гражданин может быть избран депутатом Государственной Думы. Минимальный возраст – 21 год, устанавливается и на выборах в органы местного самоуправления.
Статьей 32 Конституции РФ определено, что «не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Лица, находящиеся в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, задержанные по подозрению в совершении преступления, не лишаются своих избирательных прав.
Законом закреплены общие принципы проведения выборов - выборы должны проводиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан в выборах является свободным и добровольным.
Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
С тем, чтобы реализовать права избирателей участковыми комиссиями составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации избирателей. Основанием для включения гражданина в списки избирателей является факт нахождения его места жительства на территории этого участка. Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Любой гражданин, обладающий активным избирательным правом вправе заявить в участковую комиссию о не включении его в список избирателей, о любой ошибке и неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия проверяет доводы обратившегося и либо устраняет ошибку или неточность, либо дает заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в суд или вышестоящую комиссию, которые обязаны рассмотреть жалобу в 3-дневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования немедленно.
Каждый избиратель должен голосовать лично, голосование за других лиц законом не допускается.
Бюллетени выдаются включенным в список избирателям по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт.
Важно знать, что любой участник избирательного процесса -избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, наблюдатели, а также комиссии, вправе обратиться в суд с жалобами на решения, действия либо бездействие, нарушающие избирательные права граждан. Кроме того, решения, действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую избирательную комиссию. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
Решения по жалобам, поступившим в период избирательной кампании, должны быть приняты в 5-дневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования – немедленно. В случаях, требующих проведения дополнительной проверки, решение по жалобе должно быть принято не позднее, чем в 10-дневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в 2-месячный срок со дня подачи жалобы.
Рассмотрим подробно процедуру выборов Президента РФ.
Предвыборная кампания завершается проведением выборов в полном соответствии с Законом о выборах. Выборы Президента и депутатов Парламента осуществляются гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать принадлежит каждому гражданину, имеющему паспорт и зарегистрированному в Избирательной комиссии в качестве избирателя. Выборы Президента и депутатов Парламента проводятся в один день.
За час до начала выборов урна опечатывается членами Избиркома в присутствии наблюдателей. Об этом составляется протокол, в котором указывается, что урна осмотрена и была пустой. Затем урна устанавливается в доступное для избирателей место. За ней устанавливается контроль наблюдателей в течение всего времени голосования.
Каждый избиратель по предъявлении паспорта гражданина (бейджа) получает бюллетень с фамилиями кандидатов на пост Президента.
Бюллетени выдаются строго по утвержденному Избирательной комиссией списку. Оставшиеся неиспользованными бюллетени возвращаются в Избирком и уничтожаются, о чем составляется соответствующий протокол.
О выдаче бюллетеня в списках избирателей делается отметка, а гражданин, получивший бюллетень, расписывается о том, что он лично получил избирательный бюллетень. Получение бюллетеня за другое лицо не допускается. Заполнение бюллетеня производится в отдельной кабинке. В списке кандидатов избиратель ставит знак «V» или «X» в пустом квадрате напротив фамилии кандидата, за которого отдает свой голос. После того, как избиратель сделал выбор, он должен опустить свой бюллетень в избирательную урну.
Если в избирательном бюллетене для голосования за Президента будет отмечено более одной фамилии, такой бюллетень признается недействительным. Недействительным считается также бюллетень, в списках которого не отмечена ни одна фамилия.
Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50% избирателей, зарегистрированных Избиркомом.
Избранным Президентом считается кандидат, получивший по итогам голосования простое большинство голосов избирателей (т.е. 50% + 1 голос). При равенстве голосов проводится второй тур голосования. Депутатами Парламента становятся кандидаты, получившие простое большинство голосов.
После оглашения результатов голосования Президент приступают к выполнению возложенных на них обязанностей, еще раз внимательно изучив Конституцию и другие законы. Президент приносит присягу на верность народу и Конституции.
1. Выдвижение кандидата внутри объединения граждан (или самовыдвижение гражданина)
Это первый этап предвыборной кампании. Группы граждан (класс) могут выдвигать кандидатов в депутаты Парламента и на пост Президента. Если вы выдвигаете кандидата, проведите общее собрание и дайте каждому претенденту возможность рассказать о том, как он представляет себе свои обязанности на этом посту. После этого нужно провести голосование, по результатам которого и будет определен кандидат от вашей группы. Итоги голосования необходимо отразить в протоколе (см. следующий пункт).
2. Оформление решения о выдвижении кандидата официальным протоколом и подписным листом
Решение о выдвижении кандидата от класса или от инициативной группы избирателей необходимо оформить официальным протоколом, который должен быть впоследствии предъявлен в Избирательную комиссию. В протоколе указываются место и время проведения собрания, состав инициативной группы, повестка дня (о выдвижении кандидата), решение (кандидатом выдвинут...) и итоги голосования. К протоколу должно прилагаться заявление гражданина о согласии баллотироваться.
3. Регистрация кандидата в Избирательной комиссии и получение удостоверения кандидата
Все оформленные предвыборным штабом кандидата документы представляются в Избирательную комиссию, которая проверяет правильность их оформления и если документы оформлены правильно, заносит претендента в список официально зарегистрированных кандидатов и выдает ему регистрационное удостоверение, которое дает право на участие в избирательной кампании.
Помимо указанных документов, каждый кандидат должен заполнить и представить в избирком анкету «Сведения биографического характера». Анкеты будут размещены на стенде Избиркома для знакомства избирателей с личностями кандидатов. Поэтому в анкете нужно отразить достоинства претендента, указать его основные достижения и жизненные планы. Желательно приложить к анкете фотографию.
4. Регистрация доверенных лиц и наблюдателей
Каждый кандидат имеет право на представительскую помощь в лице доверенного лица (хотя может вести кампанию и самостоятельно).
Доверенное лицо - это гражданин, имеющий право представлять интересы кандидата и делать заявления от его имени во время предвыборной кампании. Доверенные лица кандидата (по законам их может быть не более двух) должны быть зарегистрированы в Избиркоме. Для этого кандидату необходимо написать в Избирком соответствующее заявление, к которому прилагаются заявления указанных граждан о согласии выполнять функции доверенных лиц. После предъявления этих заявлений доверенные лица кандидата заносятся в список официально зарегистрированных доверенных лиц и получают удостоверения. Все это необходимо сделать до начала официальных предвыборных мероприятий.
Кандидат имеет право в любое время отозвать свое доверенное лицо (т.е. прекратить действие его полномочий), письменно уведомив об этом Избирательную комиссию (бланк уведомления можно получить в Избиркоме).
Кроме доверенного лица, каждый кандидат имеет право на представителя его интересов во время избирательного процесса. Таким представителем является официальный наблюдатель, который будет во время голосования и последующего подсчета голосов присутствовать на избирательном участке и следить за тем, чтобы не нарушался Закон о выборах. Для того чтобы зарегистрировать своего наблюдателя, кандидату необходимо представить в Избирком соответствующее заявление. Наблюдателя необходимо зарегистрировать до открытия избирательного участка, в обозначенное Избирательной комиссией время.
5. Разработка стратегии избирательной кампании предвыборным штабом кандидата
Это самый важный этап избирательное кампании, от которого во многом зависит победа на выборах. Вашему предвыборному штабу (будь то экипаж или инициативная группа избирателей) необходимо четко сформулировать (настоятельно рекомендуется делать это письменно) свои основные задачи. Нужно разработать предвыборную программу (т.е. план действий вашего кандидата в случае победы на выборах) и продумать, как вы будете вести агитацию, т.е. какие лозунги и какие средства наглядной агитации (плакаты, листовки) вы будете использовать. Кандидаты обязаны информировать Избирательную комиссию о содержании всего агитационного материала и о количестве выпускаемых экземпляров. Для этого предвыборный штаб оформляет соответствующее уведомление и передает его в Избирательную комиссию. К уведомлению прилагаются образцы агитационных материалов.
6. Активное проведение избирательной кампании с использованием разнообразных технологий
Существуют различные формы проведения предвыборной кампании.
Пресс-конференция. Это способ высказывания своего мнения перед большой аудиторией с помощью ответов на вопросы, которые задаются представителям и средств массовой информации или избирателями. На пресс-конференции происходит первоначальное знакомство избирателей с личностью претендента на выборный пост. Кандидат получает время на то, чтобы рассказать о себе, делая акцент на том, каковы его жизненные интересы, чем он заполняет свой досуг (какие книги читает, какую музыку слушает, как относится к спорту, что считает своим хобби и т.д.). Отвечая на вопросы граждан, кандидат кратко рассказывает о своей программе, о том, что он будет делать на посту Президента (или в роли депутата Парламента). Здесь же важно сделать пояснение и о том, что стало причиной его участия в избирательной кампании в качестве кандидата в депутаты (президенты), о том, какую пользу он сможет принести, будучи избранным на этот пост. Такая форма общения с будущими избирателями дает хорошую возможность максимально подробно представить себя, подчеркнуть свои достоинства.
На пресс-конференции может выступать группа поддержки. Она должна это сделать лаконично (не более 3-х минут) и ярко, успев подчеркнуть положительные стороны кандидата, назвать его заслуги и успехи, о которых он сам может быть, не скажет.
Что касается предвыборных программ кандидатов, то на пресс-конференции не стоит говорить о них подробно, лучше пригласить всех желающих ознакомиться с их содержанием позже. Для представления основных тезисов предвыборных программ обычно отводится специальное время. Кроме того, этот материал можно разместить и в наглядной агитации, изготовленной в ходе избирательной кампании.
Что важно для кандидата?
- внешний вид (деловой стиль одежды);
- хорошее настроение;
- уверенность;
- подготовленная речь (но не чтение с листа!);
- внимание к реакции избирателей, их вопросам;
- корректность в речи и поведении;
- умение быстро ориентироваться в ситуации;
- лаконичность и деловитость в выступлении;
- умение работать с микрофоном и держаться на сцене.
Что важно для группы поддержки?
- внешний вид;
- четкость речи и всех сценических действий;
- лаконичность;
- интересное содержание;
- умение работать с микрофоном и держаться на сцене;
- музыкальное сопровождение (если это требуется).
У кандидата есть право не отвечать на некорректный вопрос.
Каждому кандидату (вместе с группой поддержки) дается на выступление не более 5-7 минут. Кандидат должен это знать и четко придерживаться заданных временных рамок. Еще 3-5 минут дается для ответов на вопросы избирателей.
Пресс-конференция должна позволить избирателям составить первое впечатление о кандидатах как о людях интересных, грамотных, активных, которым можно доверить ответственное дело.
Примечание. Регламент пресс-конференции может регулироваться Избирательной комиссией.
Теледебаты кандидатов. Это форма представления своих взглядов в ходе обсуждения с другими кандидатами актуальной темы. В импровизированной телевизионной студии (обычно в актовом зале) организуется встреча кандидатов на выборный пост. Такое обсуждение дает возможность подчеркнуть как различия в точках зрения, так и их определенное сходство, если таковое имеется.
Для теледебатов заранее определяется конкретная тема (например, проблемы школьного самоуправления), обсуждение которой и происходит в студии.
Кандидатам дается возможность поочередно высказать свое мнение по теме дискуссии.
Далее следуют вопросы кандидатов друг другу. Каждый участник теледебатов готовит к этой встрече ряд вопросов, а какие-то вопросы появятся непосредственно в ходе дискуссии. Нельзя задавать один вопрос сразу всем кандидатам.
Теледебаты должны позволить избирателям составить впечатление о политической культуре кандидатов, об их умении участвовать в обсуждении проблем и находить пути для их решения, об их корректности и толерантности.
Митинг. Это способ непосредственного обращения к большой аудитории с целью убедить ее в том, что ваш кандидат располагает необходимыми силами для реализации своих программных заявлений. В определенном для проведения митинга месте собираются все участники предвыборной кампании, чтобы за отведенное для выступления время еще раз сформулировать свои программные цели и задачи.
Обычно участники митинга приносят с собой свои лозунги, плакаты, которые отражают их идеи и чаяния, чтобы любому человеку можно было прочесть и заинтересоваться той или иной позицией.
На митинге выступают кратко, эмоционально, призывно! Мысль того, кто произносит речь, должна формулироваться просто и образно, а главное, что во всех выступлениях должно звучать то, что их кандидат знает, как решить эту проблему, или уже начал ее решать!
Регламент выступления на митинге - 2-3 минуты.
Выступать на митинге может не только сам кандидат, но и любой участник его предвыборного штаба, например, доверенное лицо, или вся команда.