Обратимся к словарю, где говорится, что выборы – это формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей[1].
Выборы дают обществам мирные, демократические средства организации соперничества за политическую власть и принятия коллективных решений. Выбирая, кто будет представлять их на государственной должности, граждане выражают предпочтения в отношении политики, которую будут проводить эти представители. Граждане могут также принимать решения по вопросам посредством специальных выборов, называемых референдумами.
Отметим главные функции выборов:
- артикуляция интересов различных социальных групп;
- мирное решение конфликта между политическими актерами, претендующих на власть;
- легитимация структур власти;
- политическая социализация и мобилизация граждан.
Существуют разные виды выборов:
очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа государственной власти в порядке и в сроки, установленные законом;
дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;
повторные выборы - проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.
Выборы являются главным компонентом избирательной системы. В свою очередь, избирательная система является важной составляющей политического режима. С одной стороны, она устанавливает правила формирования органов власти, а с другой - осуществляет непосредственное влияние на электоральный процесс. Наконец, избирательная система является одним из факторов, определяющих конфигурацию партийной системы в стране.
Понятие «избирательная система» используется в двух значениях. В широком смысле понятие «избирательная система» включает в себя все общественные процессы и правила, связанные с выборами, тогда как в узком смысле избирательная система - это способ учета голосов избирателей и распределение мест в органах государственной власти между кандидатами (группами кандидатов).
Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.
Соблюдение общих принципов, которые признаются мировым сообществом, позволяет придать выборам демократический характер, а именно[2]:
1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти.
2. Периодичность выборов, позволяет гарантировать переменность выборных лиц по итогам голосования.
3. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право выбирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с восемнадцати лет. Это своего рода ограничение принципа всеобщности избирательного права - ценз. Существуют и другие цензы, которые ограничивают избирательное право (особенно пассивное) дополнительными условиями.
Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Например, для парламентских выборов в США установлено ограничение в один месяц, в Норвегии - не менее десяти лет, в Ирландии этот ценз выраженный в требовании иметь место для сына.
Ценз гражданства распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.
Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, выше двадцати лет. В Украине кандидатом на должность президента может стать гражданин не моложе тридцати пяти лет, а депутатом Государственной Думы - не моложе двадцати одного года.
Имущественный ценз - владение имуществом или фиксированной величиной дохода. В современном мире в открытой форме подобный ценз встречается редко. Часто кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог.
Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах, например, в Саудовской Аравии, Кувейте, Иордании.
В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство об образовании. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования.
Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые перед избирателем, например, запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда. В разных странах устанавливаются дополнительные цензы. В Великобритании особый ценз установлен для членов партии лордов (они не имеют права участвовать в голосовании), а служители церкви не могут быть избраны в Палату Общин.
4. Альтернативность выбора предусматривает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы с одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а другие приглашаются к нему для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставление реальных возможностей для презентации своих программ всех кандидатов.
5. Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов, частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников.
6. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
7. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования). Тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам, что определяется словом абсентеизм. Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это негативно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которых появилась меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих сторонников на выборах. В абсентеизме есть еще один негативный аспект - при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися. В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает затраты на организацию выборов. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах (Австралии, Бельгии, Италии, Греции) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы, лишения на определенный срок водительских прав. В Турции предполагается заключения на определенный срок. Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение - Индия), одинаковостью всех бюллетеней и их заполнением в изолированных кабинах.
8. Прозрачность выборов позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверия к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их тратят на избирательную кампанию.